1 мая 2006 •

Александр ДИВАКОВ, Юрий ВЕТРОВ, фото Степана Шумахера

Автомобили Honda всегда выделялись среди машин других японских производителей. Сложные многорычажные подвески — для дешевых хэтчбеков. Высокооборотные моторы практически гоночной форсировки — для «гражданских» машин…

Правда, Civic предыдущего поколения многое сделал, чтобы разрушить эту картину. Он был просторным, симпатичным, но не более того. И вот его сменяет Civic восьмого поколения — предстающий перед нами с кузовом седан, со 140-сильным двигателем объемом 1,8 л и автоматической коробкой передач. А в компанию к нему мы подобрали седан Nissan Almera 1.8 и «седаноподобный» хэтчбек Skoda Octavia 2.0 FSI — оба тоже с «автоматами».

Предыдущий Civic был «переростком» — одним из самых длиннобазных и просторных внутри автомобилей гольф-класса. Новый седан поддерживает этот имидж. В салоне много воздуха, очень просторно и спереди, и сзади. А дизайн… Сон наяву!

Клиновидный силуэт с сильно заваленными передним и задним стеклами, наклонная подштамповка в нижней части бортов, росчерк поворотников на зеркалах. Интерьер — словно у космолета будущего. Трехспицевый штурвал малого диаметра из приятного и нескользкого пластика регулируется и по высоте, и по вылету. «Космические» приборы разделены на два уровня. На привычном месте — крупный тахометр в обрамлении контрольных ламп и индикатора режимов работы «автомата». Над рулем, на втором «этаже», — цифровой спидометр и «полоски» указателей температуры двигателя и уровня бензина. Все показания воспринимаются великолепно, разве что в солнечный денек шкалам хочется чуть-чуть прибавить яркости и контрастности.


Длинная база — залог простора в салоне

Сиденье с тканевой обивкой радует оптимальной жесткостью и выверенным профилем. Диапазон регулировки по длине и высоте — широчайший. Педальный узел с напольным «газом» в высшей степени удобен. Рычаг селектора «автомата» перемещается по прямой прорези, но «щелчки» фиксированных положений очень информативны, а режимы отражаются на приборной панели — промахнуться трудно. Расположенный рядом удобный Z-образный «ручник» — образец для подражания. А управление микроклиматом обычное: две удобные вращающиеся рукоятки и кнопки, обрамляющие «подслеповатый» дисплей.

Новый Civic — «космический» стиль плюс удобство и функциональность Перчаточный ящик невелик Багажник мог бы быть вместительнее, да и проем маловат

Но вот обзорность пала жертвой стиля — могучие передние стойки и треугольные передние окошки могут спрятать от взгляда легковушку средних размеров. Обзор назад средний: неплохие наружные зеркала — и проем заднего окна с поднятой нижней кромкой, над которой выглядывают три небольших подголовника.

Самые просторные задние сиденья —
у Хонды
Кресла хороши и формой, и цепкостью тканевой обивки Управлять «музыкой» и микроклиматом удобно. Разве что нижний дисплей «подслеповат»

Nissan рядом с Хондой — «боец невидимого фронта». Словно шпион, Almera не вызывает никаких эмоций, мгновенно растворяясь в автомобильной толпе. Внутри все привычно и обыденно. Мрачноватый пластик не лучшего качества навевает тоску. Большой и скользкий руль регулируется лишь по высоте. Аморфное сиденье понравится только людям крупной комплекции — валиков боковой поддержки практически нет. Высоким людям может не хватить диапазона регулировки по длине, зато можно подобрать желаемый наклон подушки — высота передней и задней частей сиденья регулируется отдельно. Педальный узел тоже не оптимален — упор для левой ноги расположен гораздо глубже педали газа. А простенький селектор «автомата» перемещается по прямому пазу почти без фиксации режимов — при этом индикатора на приборной панели нет и в помине. Меж тем режимы микроклимата и аудиосистемы высвечиваются на огромном «телевизоре», однако заведуют переключениями одни и те же кнопки. Сложно!


Новый Civic в поворотах безупречен: охотно заныривает в крутые виражи без малейшей склонности к заносу

На фоне «японцев» Skoda выглядит монументально и солидно. Особенно черная, с тонированными стеклами и легкосплавными колесами. Салон мрачен и строг, как интерьер средневекового замка. Жесткие кожаные сиденья подчеркивают ощущение «немецкого порядка». Обшитое кожей рулевое колесо прекрасно лежит в руках, диапазоны регулировок руля и сиденья по длине и высоте огромны. Но есть и огрехи. Педальный узел мог бы быть удобнее — можно задеть тормозную педаль при переносе ноги с газа. Массивная головка рычага управления «автоматом» с огромной кнопкой фиксатора требует привычки. Приборы скучны, шкалы оцифрованы мелко. А обзорность здорово портит маленький проем заднего окна с высоко задранной нижней кромкой. Хорошо, что через наружные зеркала обзор нормальный.

А в какой машине сзади просторнее? Да, здесь новый Civic удержал лидерство. Центрального тоннеля нет, колени в спинки не упираются… Да и по форме хондовское сиденье — лучшее. Единственный минус — если сесть назад втроем, крайние седоки будут касаться головами сильно наклоненных стоек.

Пользоваться Z-образным рычагом «ручника» очень удобно Система стабилизации VSA — отключаемая Разнесенные приборы отлично читаются

Skoda похуже: громоздкий тоннель, колени пассажиров почти упираются в передние сиденья, ступни девать некуда. Но самый тесный — Nissan. Если уж Almera проигрывала одноклассникам семь лет назад, то что говорить о сравнении с новейшими «переростками» гольф-класса… Зато ниссановский багажник просторен, а на крышке есть обивка и удобная ручка. Огорчает лишь мощный усилитель кузова, ограничивающий возможности трансформации — проем довольно узок. Под полом багажника — «докатка» и инструмент.

А багажник Хонды теснее! Да и проем маловат. Радуют лишь ручки дистанционного откидывания спинок и полноразмерная «запаска». Но почему на крышке багажника изнутри нет обивки? Что за неуместная экономия на автомобиле, цена которого переваливает за $20000?

В итоге самый большой и удобный грузовой отсек предлагает Skoda (здесь тоже полноразмерная «запаска»). Единственный минус — выпирающий бампер, затрудняющий погрузку багажа.

Хондовский двигатель — самый высокофорсированный: 140 сил с 1800 «кубов». На холостых оборотах мотор передает на кузов заметные вибрации, на нажатие педали газа отзывается молниеносно, да и разгон превосходен — Civic набирает скорость мощно и уверенно, достигая максимума моторной активности в диапазоне 4500—6000 об/мин. Но почему из-под капота при этом доносится истошный визг?


Almera не может похвастаться живостью реакций на повороты руля, но поведение в крутых поворотах очень надежное — небольшой стабильный снос

И четырехступенчатый «автомат», увы, настроен не лучшим образом. Задержки при переключениях «вниз», слишком поспешный перебор передач «вверх» — все это осложняет активное вождение. А ведь двигатель так и просится в бой! Обидно.

Приборы просты и лаконичны Внутри Nissan скучен — интерьер не оживляет даже огромный бликующий дисплей на консоли
Кресла широки и аморфны Задние места — самые тесные

Almera, несмотря на аналогичный объем мотора, отстает — ведь с 1800 «кубов» тут снято всего 116 л.с. Двигатель при разгоне «кричит» еще громче, чем в Хонде. Простенький «автомат» работает с умеренными запаздываниями... Ездить можно, но особой радости процесс не доставляет.

Багажник Алмеры невелик, но пользоваться им удобно
Ниссановский «автомат» безнадежно устарел

Skoda с ее высокотехнологичным двухлитровым «непосредственным» мотором мощнее — 150 л.с. Динамичнее ли она, чем Honda, без замеров сказать трудно. Принципиально другой характер. Ощущение порыва растворяется в задемпфированных реакциях на нажатие педали газа, в плавной работе современного шестиступенчатого «автомата». Нажатие на газ — коробка нежно, словно вариатор, «опускается» на нужную ступень, и Octavia под бархатный баритон фольксвагеновского мотора стремглав уносит седоков. А еще тут есть ручной и спортивный режимы. Вкупе с мощным мотором это позволяет идти даже на самые напряженные обгоны!

Но делать этого не хочется — просто Skoda располагает к размеренной и солидной езде, соответствующей ее строгому облику. Высокомерная степенная реакция на действия рулем иногда даже раздражает. Хотя в крутые повороты Octavia заезжает не упираясь, переходя под сброс газа от небольшого сноса к плавному заносу. На высокой скорости Skoda отлично держит прямую даже на шоссе с колеями. Руль упруг — правда, обратная связь все-таки недостаточно прозрачна. И к алгоритму управления тормозами есть претензии: педаль уходит под ногой слишком глубоко.

Зато АБС на Шкоде работает очень мягко, а при экстренном торможении на «миксте» Octavia замедляется как по струнке. И плавность хода великолепна — неровности «глотаются» подвеской эффективно и беззвучно. Ну разве что колдобины среднего калибра жестковато отдаются на сиденье.

Может, дело в шинах? Ведь Octavia досталась нам на зимних шипованных покрышках, а ездили мы на ней уже по асфальту…

Honda была на летних шинах. И, в отличие от предыдущего скучного Сивика седьмого поколения, произвела яркое впечатление.

Кожаные кресла Шкоды не понравятся только сутулым — профиль очень строгий В перчаточный ящик войдут разве что перчатки

Шасси настроено по-боевому! Новый Civic очень живо реагирует на действия рулем, не упирается на входе в крутые повороты, отменно держится за дорогу в быстрых виражах и при этом обладает потрясающей курсовой устойчивостью. На «переставке» вторичных колебаний попросту нет! Да и на прокатанные в асфальте колеи Civic практически не реагирует.

Но плавность хода пострадала: жесткая подвеска очень подробно передает профиль дороги. Бесконечный зуд от микронеровностей тоже раздражает. Зато энергоемкость такова, что хоть завтра на ралли — удары от крупных колдобин демпфируются отлично.

Тормоза тоже хороши — дозировать замедление просто, предельные возможности высоки. Вот только педаль хотелось бы пожестче и АБС получше — при торможении «в пол» на разнородном покрытии машину уводит в сторону.

Nissan Almera уступает обеим машинам и по управляемости, и по плавности хода (она досталась нам на зимних фрикционных шинах). Расхлябанная подвеска не позволяет машине точно отслеживать заданную траекторию. На скоростной магистрали прокатанные колеи вызывают заметные отклонения, а жесткие неровности покрупнее просто стряхивают Nissan вбок, что особенно неприятно на виражах. И если добавить, что рулевое управление в околонулевой зоне не блещет информативностью… Хотя в крутых поворотах Almera ведет себя надежно: умеренная недостаточная поворачиваемость, приличный запас курсовой устойчивости, не самое плохое реактивное действие на руле. Словом, управляемость нормальная. Но бесхарактерная — словно ее не настраивали. Нет ни шкодовской степенности, ни хондовского огонька.

И плавность хода неоднозначна. Неплохо демпфируя волны асфальта, ниссановская подвеска не справляется с жесткими неровностями — в салон «приходят» мощные, звучные удары. Зато мелкие шовчики на дороге и микропрофиль не тревожат пассажиров.

Фольксвагеновский «автомат» работает безупречно На заднем диване Шкоды теснее, чем в Сивике Зато багажник огромен!

А вот тормоза Алмеры понравились — здесь наиболее информативная педаль и самый удобный алгоритм управления замедлением. И АБС срабатывает как надо, позволяя колесам немного блокироваться. Но на «миксте» машину заметно уводит в сторону лучшего покрытия.

Каков расклад с акустическим комфортом? Лидер — вновь Skoda. Мотор здесь тише, чем в Ниссане, и лишь немного громче хондовского, но, в отличие от обоих, звучит приятно и «породисто». Шума от шин (даже от шипованных) немного, подвеска «помалкивает»…

Беда Сивика — слабая звукоизоляция. Озвучены все мелкие трещинки, песок и брызги воды находят громкий отклик в колесных нишах. Да и аэродинамические шумы начинаются довольно рано, хотя и не достигают высокого уровня даже при 150 км/ч. Акустический комфорт в Алмере прежде всего портит громкий мотор: его истошные вскрики при переходах на низшие ступени и завывания на высоких оборотах раздражают. Изъяны аэродинамики дают о себе знать еще до 100 км/ч, а дополняют картину звон песка по колесным нишам и стуки подвески на неровностях.


Внутри Octavia не менее строга и мрачна, чем снаружи

Что же получается в итоге? Лидирует Skoda Octavia, солидная и «породистая». Лидирует не только по баллам, но и по цене. Причем с огромным отрывом — новая Octavia 2.0 FSI с «автоматом» за $33931 более чем на $10000 дороже Сивика или Алмеры!

Nissan Almera — это приемлемая цена ($21080) и неплохие потребительские качества. И пусть кажется, что это гармония несовершенства, но статистика — вещь упрямая: за прошлый год Алмер было реализовано втрое больше, чем Октавий. Поэтому Almera будет продаваться в России и дальше — до тех пор пока на нее есть спрос. Причем на подкрепление уже пришла обновленная Almera Classic — перелицованный Samsung SM3.

Между тем новый Civic проиграл дорогой Шкоде совсем немного. А за азартную управляемость и боевой мотор вкупе с «космическим» интерьером и прекрасной эргономикой мы бы простили этой машине и неважную обзорность, и тряску на неровностях, и шум в салоне. Правда, мы бы предпочли Civic не с «автоматом» за $23900, а с «механикой» — за $19900.

А позже к седану добавится и хэтчбек — с еще более экстравагантной внешностью. Говорят, что, несмотря на упрощенную заднюю подвеску, он должен быть еще более «драйверским». Скоро проверим!


Что почем?

Nissan Almera — самый «заслуженный», зато самый доступный участник нашего теста: базовый седан (или хэтчбек) Almera 1.5 Comfort (98 л.с.) можно было купить за $14850. Но со дня на день эти машины заменит Almera Classic (Samsung SM3) с двигателем объемом 1,6 л (107 л.с.), цены на которую будут начинаться от $13490.

А «обычная» Almera с двигателем объемом 1,8 л (116 л.с.) стоит от $17010. За $18860 предлагается Almera 1.8 с «автоматом» и АБС, а версия 1.8 Luxury стоит от $19980 (механическая коробка) до $21080 (участвовавший в тесте автомобиль с «автоматом»).

Гарантия — 3 года или 100 тысяч километров пробега.

Седаны Honda Civic восьмого поколения стали дешевле, чем машины предыдущей седьмой генерации. Базовый Civic 1.8 Comfort (140 л.с.) с шестиступенчатой механической коробкой передач и внушительным списком базового оснащения (АБС, 4 подушки, электроусилитель руля, кондиционер, CD-магнитола) стоит $19900. Такой же автомобиль можно заказать и с «автоматом» — за $20900. А богато оснащенная версия Civic 1.8 Executive (6 подушек, система динамической стабилизации VSA, легкосплавные колеса, круиз-контроль, климат-контроль, аудиосистема с 6-дисковым чейнджером) обойдется уже в $23900. Позже у дилеров должны появиться и другие модификации.

Гарантия — 3 года или 100 тысяч километров пробега.

Skoda Octavia второго поколения — самый большой и самый дорогой автомобиль в тесте: хэтчбек с более чем скромным 75-сильным моторчиком (1,4 л), четырьмя подушками и кондиционером стоит $19760. За доплату — все что душе угодно: дизельные двигатели, полный привод, кузов универсал, коробка DSG… Но цена прилично оснащенных машин гораздо выше, чем у конкурентов: например, Octavia 2.0 FSI Ambiente (150 л.с.) с автоматической коробкой передач стоит $30900. При этом из дополнительного оборудования — только противотуманные фары да CD-магнитола. А «наша» богато оснащенная Octavia 2.0 FSI AT Elegance (с кожаным салоном, ксеноновыми фарами и прочим) оценивается уже в $33931. Полноприводные версии продаются только с кузовом универсал: Octavia 2.0 FSI 4x4 стоит $32020, а дизельная Octavia 1.9 TDI (105 л.с.) — $31640.

Гарантия — 3 года без ограничения пробега.


Прогноз читателей Авторевю

Накануне этого теста посетителям интернет-сайта www.autoreview.ru мы предложили ответить на вопрос: «Какому из автомобилей-участников очередного теста Авторевю вы бы отдали предпочтение?» Вот как распределились голоса:

Honda Civic 69,2%
Nissan Almera 5,5%
Skoda Octavia 25,3%

Проголосовали 7308 человек


Honda Civic 1.8, Nissan Almera 1.8, Skoda Octavia 2.0 FSI (данные производителей)
  Honda Civic Nissan Almera Skoda Octavia
Тип кузова 4-дверный седан 4-дверный седан 5-дверный хэтчбек
Число мест 5 5 5
Объем багажника, л 389/н.д.* 460/н.д.* 560/1350**
Снаряженная масса, кг 1221 1180 1310
Полная масса, кг 1700 1735 1915
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском бензиновый,с распределенным впрыском бензиновый,с непосредственным впрыском
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1799 1769 1984
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 81,0/87,3 80,0/88,0 82,5/92,8
Степень сжатия 10,5:1 9,5:1 11,5:1
Число клапанов 16 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 140/103/6300 116/85/5600 150/110/6000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 174/4300 163/4000 200/3500
Коробка передач*** А5 А4 А6
Передаточные числа
I 2,67 2,86 4,15
II 1,53 1,56 2,37
III 1,02 1,00 1,56
IV 0,72 0,70 1,16
V 0,52 0,86
VI 0,69
задний ход 1,96 2,31 3,39
главная передача 4,44 4,07 4,10
Привод передний передний передний
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая,пружинная,многорычажная зависимая, пружинная, с механизмом Скотта-Рассела независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые дисковые
Шины 205/55 R16 195/55 R16 195/65 R15
Максимальная скорость, км/ч 200 173 210
Время разгона 0—100 км/ч, с 10,6 12,8 11,8
Расход топлива, л/100 км
городской цикл 9,5 10,6 11,8
загородный цикл 5,1 6,2 6,3
смешанный цикл 6,6 7,8 8,3
Емкость топливного бака, л 50 60 55
Топливо АИ-95 АИ-95 АИ-98
* н.д. — нет данных для российской версии
** При сложенных задних сиденьях
*** А4 — автоматическая четырехступенчатая коробка передач, А5 — автоматическая пятиступенчатая коробка передач, А6 — автоматическая шестиступенчатая коробка передач

Экспертные оценки Авторевю
Параметр Макс. балл Honda Nissan Skoda
Дизайн 160 145 120 130
Внешность 80 70 60 65
Интерьер 80 75 60 65
Эргономика 160 130 135 135
Место водителя 80 75 65 70
Обзорность 80 60 70 65
Динамика 290 230 215 240
Разгонная динамика 90 70 60 75
Тормозная динамика 100 80 80 85
Управляемость 100 80 75 80
Ездовой комфорт 210 150 140 160
Плавность хода, виброзащита 80 60 55 65
Акустический комфорт 70 40 40 50
Микроклимат 60 45 40 50
Комфорт салона 180 120 110 145
Задние места 70 55 45 50
Багажник 60 35 40 55
Трансформация салона 50 30 25 40
Суммарный балл 1000 790 725 800

Оснащение участвовавших в тесте автомобилей
Марка Honda Civic Nissan Almera Skoda Octavia
Фронтальные подушки безопасности + + +
Боковые подушки безопасности передние + + +
Надувные «занавески» + +
АБС + + +
Система динамической стабилизации + +
Автоматическая коробка передач + + +*
Усилитель рулевого управления + + +
Регулируемая по высоте рулевая колонка + + +
Регулируемая по вылету рулевая колонка + +
Мультифункциональное рулевое колесо + +
Кожаная отделка рулевого колеса +
Центральный замок (дистанционный) + + +
Противоугонная сигнализация с иммобилайзером + + +
Электрообогрев передних сидений + + +
Электропривод и обогрев наружных зеркал + + +
Электростеклоподъемники + + +
Активные подголовники передние +
Регулировка сиденья водителя по высоте + +** +
Климат-контроль + + +***
Складывающееся по частям заднее сиденье + + +
Подлокотник заднего сиденья + + +
Лючок для длинномеров +
Аудиосистема (CD) +**** + +
CD-чейнджер +
Противотуманные фары + +
Полноразмерное запасное колесо + +
Металлическая защита моторного отсека
Легкосплавные колеса + + +
Окраска «металлик» + + +
Ксеноновые фары ближнего света +
Отделка салона кожей +
Цена тестируемого автомобиля, $ 23900 21080 33931
* С возможностью ручного переключения; ** Регулировки по высоте и наклону; *** Раздельный; **** С CD-чейнджером

Источник: АвтоРЕВЮ